пятница, 26 июня 2009 г.

Кириенко-Волошин М.А. человек-гигант

Кириенко-Волошин Максимилиан Александрович (1877-1932)
55 лет такой удивительной и многогранной жизни, которой хватило бы на несколько поколений!

Волошин - первый хиппи. Вообще-то первым хиппи называют апостола Андрея. Тогда Макс - второй.

  Недоучившийся студент (исключен из Московского университета за подстрекательство к беспорядкам), он оказывается потом одним из широчайше образованных людей своего времени. Круг его интересов – от географии до биологии, от философии до астрономии (член Французского астрономического общества с 1927 года). В Париже он подрабатывает газетными репортажами. А потом из этих статей складывается четырехтомная русско-французская энциклопедия искусства начала ХХ века – "Лики творчества".
  А еще без Волошина у нас не было бы собрания новейшей французской живописи в Музее изобразительных искусств и в Эрмитаже. Документы показывают, что в Париже Волошин отобрал для Щукинской коллекции Гогена, Ван Гога, Матисса, Моне, Ренуара и других импрессионистов. Когда Щукин вдруг засомневался, Волошин разъяснил ему, что со временем эти полотна будут на вес золота.


  О чем в Коктебеле ни заговори, все равно возвращаешься к Волошину.
Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин родился в Киеве 16 мая 1877 г. в семье юриста. Некоторые утверждают другие даты ( 28.05.1877 года - 11.08.1932 года ). В 16 лет переехал в Коктебель. Через несколько лет Коктебель, найденный Волошиным, превратился в культурный центр не только России, но и Европы.
  Здесь все от Волошина. Он первый установил традицию ходить по горам. Вот он идет в длинной, до колен, кустарного холста рубахе, подпоясанной таким же поясом, - странном по тем временам прикиде. Сандалии на босу ногу. Буйные волосы, перевязанные жгутом, жгут свит из седой полыни. Творителем судеб и встреч назвала его Цветаева. Программа у него была простенькая: расколдовать Вселенную, назвать все правильными именами.
  Обойдя пол-Европы пешком, Волошин возвращается в Коктебель и с 1911 года ходит пешком лишь в Феодосию.
Поэт, критик, переводчик, художник Максимилиан Волошин превратил пенаты в бесплатный приют для подобных себе "обормотов".
  Этот Человек, создал небольшую Вселенную.
  Огромный, как скала, Максимилиан носит холщовую рубаху навыпуск, обувь не употребляет, а роскошную гриву подвязывает, кроме полыни, еще и ремнем от штанов.
Благочестивые соседи-дачники сторонятся волошинского дома, как разбойничьего вертепа, и невдомек им, что "обормоты" мистификаций и маскарадов - будущий цвет и слава российской культуры.
  Максимилиан Волошин - поэт, художник, краевед, археолог-любитель, отыскавший вблизи Коктебеля остатки древнего поселения, но прежде всего просто очень непохожий на других человек.


  Волошин отдал дань блужданию духа. Еще во Франции увлекся оккультными учениями поры Французской революции, а потом буддизм, католичество, магия, масонство, теософия Штейнера. Сердце успокоилось христианством. Его кредо - в каждом человеке скрыт ангел, на которого наросла дьявольская маска, и надо помочь ее преодолеть, вспомнить самого себя. Одним словом, нудисты Коктебеля решили сорвать не только маски, но и одежды. Без Волошина не было бы нудистского пляжа.

  Сердце и душа Коктебеля - Дом Поэта.
  Одной из первых купила участок у самого берега моря в Коктебеле, в 1903-м году мать поэта Волошина, Елена Оттобальдовна. Когда наследники Юнге решили распродать землю людям, которые на манер колонистов принялись бы цивилизовать Коктебель. Она засадила его деревьями, положив, таким образом, начало нынешнему парку Литфонда. Через несколько лет в Коктебеле обосновываются детская писательница Н.И. Манасеина, поэтесса П.С. Соловьева, оперная артистка - М.А. Дейша-Сионицкая, выдающийся оперный певец В.И. Касторский. До начала 1913 г. подолгу жила в Коктебеле жена Э.А. Юнге Екатерина Федоровна. Она была дочерью художника и скульптора Федора Толстого, вице-президента Академии художеств, и троюродной сестрой Льва Толстого. Сам Волошин тогда был увлечен Парижем, Мадридом и модернизмом.

  Кто только ни бывал здесь!
  К нему толпами съезжались гении ХХ века. Сейчас нам "все ясно", а тогда каждый хотел истин. Ему верили. Еще бы, он мог руками зажечь сухую траву - такая была энергетика.
Художники "Бубнового валета" и "Ослиного хвоста", поэты-писатели Брюсов, Булгаков, Цветаева... Подолгу жил у Волошина Алексей Толстой. Для Алексея Толстого хозяин соорудил специальное бюро (Толстой работал стоя), которое можно увидеть в нынешнем доме-музее Волошина.
  В этом удивительно светлом и престижном по современным меркам особняке, расположенном в полусотне метров от моря, собраны лучшие из акварелей художника (около полутора тысяч), личные вещи, книги.
  Одна из смотрительниц музея, угрюмая на вид женщина с мужским хронометром на руке, призналась, что живет на нищенскую пенсию, а музейную зарплату не видела два года.
- Волошину было не легче, - вздохнула она.
- Когда Максимилиан Александрович незадолго до смерти позвонил в приемную сталинского СП и предложил отписать все государству, на том конце повесили трубку.
 
  Дом, построенный по чертежам и под руководством самого поэта, с первых дней своего существования стал магнетическим центром для художников, поэтов и писателей.
В нем гостили поэты и писатели: А. Грин, О. Мандельштам, И. Эренбург, Н. Гумилев, Л. Леонов, М. Пришвин, В. Ходасевич. Художники: В. Поленов, К. Петров-Водкин, К. Богаевский, П. Кончаловский, А. Бенуа, Остроумова-Лебедева, Кругликова, Р. Фальк, Латри, Лентулов. Скульпторы Матвеев и Данько. Композитор Спендиаров, певица Зоя Лодий и другие.
Другом дома была поэтесса Майя Кудашева (автор стихов “В лесу родилась елочка”, между прочим), будущая жена Ромена Роллана. Еще в 1888 г. здесь побывал Чехов.

  В 1917 г. в Коктебеле побывал А.М. Горький. Он тоже был частым гостем поэта. Ужинал на самом пляже — в заведении грека Синопли, однокомнатном деревянном домике со ставнями. Жители волошинского дома изукрасили его забавными картинками и стихами.
  Это было кафе "Бубны" (оно и сейчас носит - это название и там собирается местная интеллигенция и не только, правда сегодняшний хозяин этого кафе, Яремко Борис, переживает за будущее "Бубен"), а ведь - это частичка истории Коктебеля.
  "Бубны" расписывал среди прочих талантливый художник Аристарх Лентулов. На одной из стен Лентулов изобразил огромную фигуру А. Толстого, закутанного в простыню на манер тоги. Надпись гласила: "Прохожий, стой! Алексей Толстой". В пару к нему — на другой стене — был представлен такой же гигантский Волошин с соответствующей смешной надписью.

В 1924 г. у Волошина гостил Брюсов. По его инициативе в Коктебеле были организованы своеобразные литературные турниры.
Специально для такого турнира Брюсов написал, в частности, свое известное стихотворение "Соломон".
В стенах Дома поэта побывали И. Сельвинский, К. Чуковский, В. Рождественский, Н. Заболоцкий, М. Шагинян.
 
  Умер Максимилиан Александрович Волошин 11 августа 1932 года и похоронен на вершине горной гряды Кучук-Енишар, неподалеку от мыса Хамелеон. Перед смертью он указал это место и просил не сажать вокруг его могилы цветов и деревьев, так как любил Коктебель именно за первозданную и дикую красоту, которой не успела коснуться рука человека.
Но вокруг дома М. Волошина его мать когда-то все же заложила парк из экзотических растений.
  Сегодня отдыхающие и местные жители так и назвают (Кучук-Енишар) горой Волошина.

В мае 1913 г. Коктебель и Феодосию посетили члены семьи Ульяновых: Мария Александровна, Дмитрий Ильич с женой и Анна Ильинична с приемным сыном.
Здесь, уже после смерти хозяина дома, жил летом 1936 г. писатель Андрей Платонов. Волошин передал свою усадьбу Союзу писателей.
  Так родился Дом творчества «Коктебель».
Постепенно Коктебель превратился в поселок научной и художественной интеллигенции.
В 1935 г. в Коктебеле было уже пять домов отдыха, не считая Дома творчества, еще через три года их стало семь. Именно в это время Коктебель стал считаться уже не деревней, а поселком.
 
  Коктебель и сегодня является литературным центром юго-восточного Крыма. Ежегодно сюда приезжают поэты и писатели. Василий Аксенов, Виктор Пронин, Фазиль Искандер, Анатолий Приставкин, Анатолий Домбровский и многие другие. Сохраняя лучшие традиции серебряного века, Коктебель продолжает писать свою творческую историю.
  С конца 1974 г. Дом-музей Волошина существует как литературный отдел Феодосийской картинной галереи. Здесь сохраняется уникальная библиотека, которую М. Волошин начал собирать еще в Париже. В доме — лучшее собрание картин и акварелей самого Волошина , многие оригинальные работы его друга феодосийца .Ф. Богаевского. Интересна коллекция портретов хозяина дома, исполненных известными художниками К.С. Петровым-Водкиным, А.Я. Головиным, Е.С. Кругликовой, А.П. Остроумовой-Лебедевой, Г.С. Верейским. Два портрета Волошина принадлежат кисти замечательного мексиканского художника Диего Риверы.
  Дом поэта — это не только волошинский мемориальный музей, но и место общения многих писателей, поэтов, художников, музыкантов, ученых.

Ну а звезды нынешних дней? Кино, телевидение, живопись, музыка... Если вы знаток того, что называется авангард, андеграунд, экстрим - просто оглядитесь вокруг.
Конечно, не всех легко узнать без одежды...

Комментариев нет:

Отправить комментарий